Положение о библиотеке

YTBEPXTNEHO:
IrI.o.4uperropa
III Ns2 urr.r. K.X. Kugosa
c.n. fhanoBcKoe

TIPIIHflTO:
sa lleAaroruqecKoM coBere
MKOY COIII Ns2 rN{. K.X. Krsosa
c.n. fhaHoBcKoe
Ilporoxor ].{b04 or 18.02.2023r.

MKOy

f

B"n ruesa P.X.
l\b09 or 18.02.2023r.

[o.no]KeHue o 6u6"nuorene
COru J\b2 uvr. K.X. Kusosa c.r. flranoBcKoe

1. 06urue rroJroll(eHnfl

o

6ra6nuorere N{KOY COIII Jrl!2 HM. K.X. Kragona c.u.
flranoncxoe pa:pa6orano B coorBercrBuu c @eAepanbHblM 3aKoHoM Jrlb 273-O3 or 29.12.2012 <<06
o6pasonalruu B Poccnficroft @eAepauuu> c r{3MeHeHLIsMLI Ha 29 .qexa6px 2022 roAa v
(Degepanrnrru 3arouoxr. o't29.12.94 }lb 78-03  rrrKoJrbHar 6u6ruorera AocryrrHa r4 6ecnrarsa p.nfi .rurarerefi,
o6y.rarouluxcr, yrureneft v Apyrrx pa6orHraxon o6rqeo6pa^:osaremuoft opraHu3arlur{.
YAoerereopser raKxe 3a[pocbr po4urelefi Ha nrrreparypy no rreAarorr,rxe u o6pasoBaHrlro c f{eroM
r4MeroulIxcf, Bo3MoxHocreft .

1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных образовательных стандартов
(ФГОС), содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе,
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового
образа жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием и
Уставом общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ
«О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями на 28 декабря 2022 года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций,
обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на
полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой,
национальной или религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона №
114-ФЗ относятся:
 официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
 материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие
признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
 любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской
литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в
Правилах пользования библиотекой.
2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится
в соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарногигиеническими требованиями и нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования учащихся и
педагогов общеобразовательной организации.

3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам,
родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов
на различных носителях:
 бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
 цифровом (DVD -диски);
 коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
4. Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная,
культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной
организации:
 комплектует
универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской
литературы, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
утвержденный Федеральным органом исполнительной власти;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных
других учреждений и организаций;
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательной организации;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
 обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения
их интересов и информационных потребностей;
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
 способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;

 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их

учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
 создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательной организации, осуществляет накопление, систематизацию информации по
предметам, разделам и темам;
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
 консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные
условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с
целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе
совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда общеобразовательной
организации.
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами,
проектами и планом работы школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и
(или) абсолютных размеров финансирования из бюджета. Денежные средства за сданную
библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы
библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом общеобразовательной
организации.

5.5. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в соответствии с
правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации.
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
• не менее одного раза в месяц — методического дня.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические документы,
планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны
деятельности библиотек, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также
за создание комфортной информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (педагог –
библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед
директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором
и Уставом общеобразовательной организации.
6.3. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) назначается директором общеобразовательной
организации, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического
совета школы.
6.4. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) отвечает за организацию работы библиотеки и
результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются
на Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки
является частью общего годового плана общеобразовательной организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям
квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об
образовании и (или) квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием
работы общеобразовательной организации. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение
внутри библиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к
должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными
правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной организации
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому
законодательству Российской Федерации.
6.9. Педагог – библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с порядком,
установленным Правительством Российской Федерации, должен удовлетворять требованиям
соответствующих квалификационных характеристик, Устава и Положения.
6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и
требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в
общеобразовательной организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Педагог – библиотекарь имеет право:
 самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и
задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе образовательной организации;

 проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки

библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
 определять источники комплектования информационных ресурсов;
 изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
 определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
 взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних пользователей
ответственность несут законные представители;
 вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том
числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не
входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным
мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение
норматива работы на компьютере).
 участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определяемом
Уставом;
 на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных актах
Правительства РФ.
 быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
 участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Педагог-библиотекарь обязан:
 обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
 информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
 формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами общеобразовательной организации,
интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
 совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
 обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
 обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
школы;
 вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед
директором общеобразовательной организации.
7.3. Библиотечный работник несет ответственность:
 за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде,
Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором.
 за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
 за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
• получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;
• пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
• получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

• получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
• продлевать срок пользования документами и литературой;
• участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
• обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
• соблюдать правила пользования библиотекой;
• бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
• пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении
библиотеки школы;
• убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты
в сдаваемых книгах несет последний пользователь;
• расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение:
обучающиеся 1- 4 классов);
• возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
• заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
• полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательной организации.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку
производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей)
обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке
производится в присутствии педагога – библиотекаря.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может
обращаться к педагогу – библиотекарю.
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к
ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится
согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны
труда и пожарной безопасности.
http://ohrana-tryda.com/node/2086

10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным
актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в
действие) приказом директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.

10.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
Cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».