Принято на заседании Педагогического совета протокол № 08 от «28» августа 2023г. Утверждаю Директор МКОУ СОШ №2 им. К.Х.Кизова с.п. Плановское _______ Бекишева Р.Х. Приказ от 30.08.2023г. №43/2 Согласовано на заседании Управляющего совета протокол № 01 от «28» августа 2023г. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115". Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" и Уставом МКОУ СОШ №2 им. К.Х. Кизова с.п. Плановское (далее - Школы). 1.2.Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (далее Положение) является локальным нормативным актом Школы, регулирующим периодичность, порядок, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости. 1.3.Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. 1.4.Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой. Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. 1.5.Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. 1.6 Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных (полугодовых) промежуточных аттестаций, и представляет собой результат четвертной (полугодовой) аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок одной четверти (полугодия), либо среднее арифметическое результатов четвертных (полугодовых) аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти (полугодия). 1.6.Промежуточная аттестация проводится начиная с первой четверти второго класса. 1.7 Обучающимся, пропустившим по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, более 50 процентов учебного времени, отметка за четверть не выставляется или выставляется на основе результатов письменной работы или устного ответа педагогическому работнику в формах, предусмотренных для текущего контроля успеваемости, по пропущенному материалу, а также результатов четвертной письменной работы. 1.8.Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года. 1.9.Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой. 2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости учащихся 2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в целях: - контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой; - оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС; - проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса; 2.2.Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы. 2.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы. 2.4. Фиксация результатов текущего контроля во 2-х классах осуществляется с первой четверти учебного года по пятибалльной системе. Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию. 2.5 Основной формой текущего контроля успеваемости является мониторинг образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала учебного года к его концу с учётом личностных особенностей и индивидуальных достижений обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика образовательных достижений каждого обучающегося фиксируются педагогическим работником в листе индивидуальных достижений по учебному предмету. 2.6. Безотметочная система контроля знаний применяется для аттестации обучающихся: 1-х классов по всем предметам; 4-х классов по ОРКСЭ; 10-11 классов по элективным курсам; во всех классов по учебным курсам, указанным в учебном плане за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, - во всех класса по учебным предметам образовательной области «Искусство»: «Изобразительное искусство», «Музыка». предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, а также по учебным предметам образовательной области «Искусство»: «Изобразительное искусство», «Музыка» оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти, (полугодия), года. 2.7 Индивидуальный проект в 10-11 классах оценивается в конце года после защиты проекта по 5 балльной системе. 2.8. Учебный курс ОДНКНР оценивается по итогам четверти, года. Оценка выставляется в аттестат основного общего образования. 2.7 В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям учащихся, не допускается проведение текущего контроля успеваемости: в первый учебный день после каникул для всех обучающихся школы; в первый учебный день после длительного пропуска занятий для обучающихся, не посещавших занятия по уважительной причине; по каждому учебному предмету в одной параллели классов чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году; на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании; для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день. 2.8. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося. 2.9 Результаты текущего контроля фиксируются в классных журналах (иных установленных документах). Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ на дому, осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются в журнале обучения на дому. 2.10.В рамках текущего контроля успеваемости по отдельным предметам предусмотрены обязательные формы контроля (письменные и практические контрольные работы). 2.11 В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям учащихся, не допускается проведение текущего контроля успеваемости: в первый учебный день после каникул для всех обучающихся школы; в первый учебный день после длительного пропуска занятий для обучающихся, не посещавших занятия по уважительной причине; по каждому учебному предмету в одной параллели классов чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году; на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании; для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день. 2.12. При текущем контроле успеваемости учащихся применяется пятибалльная система оценивания в виде отметки в баллах: 5 баллов – «отлично», 4 балла – «хорошо», 3 балла – «удовлетворительно», 2 балла – «неудовлетворительно». • балл «5» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала; письменные работы выполняет уверенно и аккуратно; • балл «4» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускается серьезных ошибок; легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя; в письменных работах делает незначительные ошибки; • балл «3» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы наводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую сформированы только на уровне представлений и элементарных понятий; • балл «2» ставится, когда у ученика имеются представления об изучаемом материале, но большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки. Знания, оцениваемые баллами «4» и «5», как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них следствий. 2.13.По русскому языку и математике отметка выставляется с учетом результатов письменных контрольных работ. По элективным курсам и индивидуальному проекту в конце года выставляется «зачет» 2.14.Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. 2.15Текущий контроль успеваемости в рамках внеурочной деятельности определятся ее моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления внеурочной деятельности в соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности, основной образовательной программой соответствующего уровня общего образования. Оценивание планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях, установленных локальным нормативным актом школы. 2.16.Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 2.17. Отметки учащемуся за четверть, полугодие выставляются на основании результатов тематического и поурочного текущего контроля успеваемости, за 3 дня до начала каникул или начала промежуточной/итоговой аттестации. 2.18. Четвертные (полугодовые) отметки выставляются на основе отметок, выставленных в результате поурочного и тематического текущего контроля успеваемости как округленное по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных учащимися в период четверти (полугодия) по данному предмету. Если средняя арифметическая отметка «2,5», «3,5», «4,5» оценка выставляется по правилам математического округления. 3. Содержание, и порядок проведения промежуточной аттестации 3.1. Освоение образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией (Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (гл. VI, ст. 58, п.1).Решение о форме проведения промежуточной аттестации во 2-8,10 классах принимается Педагогическим советом Школы не позднее, чем за месяц до начала промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация проводится по утвержденному директором Школы расписанию, которое вывешивается для ознакомления всех участников образовательного процесса не позднее, чем за 10 дней до начала аттестации. 3.2. Целями проведения промежуточной аттестации являются: - объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы; - соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС; - оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности, - оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы 3.3. Промежуточная аттестация в Школе проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств. 3.4. Формами промежуточной аттестации являются: - письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы, письменные отчёты о наблюдениях, письменные ответы на вопросы теста, сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое; - устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое; - комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок. Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой; -всероссийские проверочные работы (ВПР) также являются одной из форм промежуточной аттестации и учитываются в качестве итоговых контрольных работ по учебному предмету. Они могут проводиться как в письменной, так и в компьютерной форме. При написании ВПР не допускается дублирование оценочных процедур (контрольных работ) в классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР. Оценки за ВПР выставляются в журнал и учитываются при выставлении четвертных или полугодовых оценок. В случае, если какие-либо задания ВПР не могли быть выполнены по причинам, связанными с существенными отличиями образовательной программы образовательной организации, в форме сбора результатов ВПР предусмотрена возможность выставления значения «Тема не пройдена». 3.5. Перечень предметов, выносимых на промежуточную аттестацию в форме переводных экзаменов, определяется решением Педагогического совета. 3.6.К промежуточной аттестации допускаются учащиеся 2-8, 10 классов, имеющие положительные годовые оценки по всем предметам, имеющие неудовлетворительную оценку по одному предмету. Решение о допуске учащихся к промежуточной аттестации принимается Педагогическим советом Школы. 3.7. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (гл. VI, ст. 58, п. 2). 3.8. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В этот период не включается время болезни. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (гл. VI, ст. 58, п.5). Ответственность за ликвидацию академической задолженности несут их родители (законные представители). 3.9. Школа, родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося, обеспечивающие получение учащимся общего образования в форме семейного образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (гл. VI, ст. 58, п. 4) обязаны создать условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль своевременности её ликвидации. 3.10. Для проведения повторной промежуточной аттестации во второй раз в Школа создается комиссия.(Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (гл. VI, ст. 58, п.6.). 3.11. Не допускается взимание платы с учащихся за прохождение промежуточной аттестации. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (гл. VI, ст. 58, п.7.). 3.12.Учащиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (гл. VI, ст. 58, п.8.). 3.13.Учащиеся Школы, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей или законных представителей оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (гл. VI, ст. 58, п.9.). 3.14. Учащиеся, получающие общее образование в форме семейного образования и не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в Школе (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (гл. VI, ст. 58, п.10.). 3.15. Школа информирует родителей учащегося (законных представителей) о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения учащегося в письменной форме. 3.16. Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации разрабатываются учителями-предметниками, рассматриваются на заседании методических объединений, согласуются с заместителем по учебновоспитательной работе и утверждаются директором Школы не позднее 15 дней до начала аттестации. Администрация Школы обеспечивает хранение контрольноизмерительных материалов. 3.17. При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется Школой с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей). 3.18. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 3.19. Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены Школой для следующих категорий учащихся по заявлению учащихся (их законных представителей): - выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия; - отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж; - для иных учащихся по решению Педагогического совета. 3.20. Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом. 3.21.Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета Школы. 4. Порядок перевода учащихся в следующий класс 4.1. Решение о переводе учащихся в следующий класс принимается педагогическим советом Школы на основании результатов промежуточной аттестации. 4.2. В следующий класс переводятся учащиеся, успешно освоившие содержание учебных программ за учебный год. 4.3.Учащиеся 1-х классов могут быть оставлены на повторный год обучения только на основании письменного заявления родителей (законных представителей), а также на основании решения медико-психолого-педагогической комиссии. 4.4.Учащиеся, закончившие учебный год с двумя и более неудовлетворительными отметками, на основании решения Педагогического совета и с письменного согласия родителей (законных представителей) могут быть оставлены на повторный год обучения, продолжить образование в других формах обучения (семейное, заочное), переведены в класс компенсирующего обучения. 4.5.Учащиеся, закончившие учебный год с неудовлетворительной отметкой по одному предмету учебного плана, Педагогическим советом Школы переводятся условно в следующий класс обучения с обязательной ликвидацией задолженности в течение первой четверти учебного года. Ответственность за ликвидацию задолженности возлагается на родителей (законных представителей учащихся). Школа оказывает содействие обучающемуся в ликвидации задолженности. Окончательное решение в этом случае Педагогический совет Школы принимает по окончании первой четверти учебного года. 4.6.Учащиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной программы, переводятся в следующий класс. 4.7. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 4.8.Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. 4.9.Школа создает условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. 4.10.Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые Школы, в установленный данным пунктом срок с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни учащегося. 4.11.Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность не позднее 1 сентября текущего года. 5. Особенности проведения промежуточной аттестации экстернов 5.1. Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии с настоящим положением в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой, в порядке, установленном настоящим положением. 5.2. По заявлению экстерна Школа вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации. 5.3. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию в Школе и его родители (законные представители) имеют право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления экстерном в Школу. 5.4. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию должен подать заявление о зачислении его экстерном в Школу не позднее, чем за один месяц до начала проведения соответствующей промежуточной аттестации. В ином случае гражданин к проведению промежуточной аттестации в указанный срок не допускается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.2 настоящего положения.