Перечень литературы серии «Инклюзивное образование»
1. Инклюзивное образование в терминах и понятиях: словарь-справочник /
Г. О. Рощина, Л. В. Жаворонкова, Г. В. Отрошко. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО
ИРО, 2016. — 64 с. (Инклюзивное образование). Справочное пособие посвящено
рассмотрению основных терминов и понятий инклюзивного образования.
Предназначено для широкого круга читателей.
2. Психолого-педагогические и медицинские условия инклюзивного образования:
практическое пособие ; под общ. ред. Г. О. Рощиной. — Ярославль: ГАУ ДПО
ЯО ИРО, 2018. — 90 с. — (Инклюзивное образование). В пособии описаны
специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках
инклюзивного образования, даны рекомендации педагогам образовательных
учреждений,
реализующих инклюзивную
практику.Практическое пособие
предназначено для специалистов образовательных учреждений и родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья.
3. Психолого-медико-педагогическая помощь детям раннего возраста с
ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие /
Л. С. Русанова, Г. О. Рощина, Е. Н. Шипкова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО,
2019. — 102 с. — (Инклюзивное образование). В учебно-методическом пособии
раскрыты концептуальные и методологические основы оказания ранней помощи
детям от рождения до трех лет, в том числе детям с ограниченными возможностями
здоровья, даны основные термины и понятия, а также представлены нормативноправовые
документы,
регламентирующие
оказание
психолого-медикопедагогической помощи детям раннего возраста. В пособии описаны современные
принципы и алгоритмы оказания ранней помощи и сопровождения в сфере
образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Издание адресовано
руководителям и специалистам учреждений, оказывающих раннюю помощь, служб
ранней помощи, консультативных пунктов, специалистам образовательных
организаций, учителям-дефектологам, учителям-логопедам и педагогам-психологам.
Материалы пособия будут полезны и родителям (законным представителям),
воспитывающим детей раннего возраста. Пособие может быть использовано при
подготовке специалистов педагогического профиля, а также в программе курсов
повышения квалификации
4. Визуально-тактильные игры для развития познавательной сферы детей с
ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного
возраста: учебно-методическое пособие / Л. С. Русанова, Н. С. Баранцова,
Г. О. Рощина и др. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 108 с. —
(Инклюзивное образование).Данное учебно-методическое пособие отражает опыт
авторов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста. В издании представлена система визуально-тактильных
дидактических игр, направленных на развитие у детей внимания, мышления, памяти,
восприятия, воображения, речи, а также на формирование у них элементарных
математических представлений. Развивающие упражнения даны в игровой форме,
так как именно в игре ребенок учится сравнивать, рассуждать, считать,
анализировать и доказывать. Издание адресовано специалистам образовательных
организаций, учителям-дефектологам, учителям-логопедам и педагогам-психологам.
Материалы пособия будут полезны и родителям, использующим различные пособия
для развития у ребенка инициативности, самостоятельности, когнитивных функций.
Пособие может быть использовано также при подготовке специалистов
педагогического профиля и в программе курсов повышения квалификации.
5. Русанова
Л. С.,
Рощина
Г. О.,
Шипкова
Е. Н.
Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков: рабочая тетрадь /
Л. С. Русанова, Г. О. Рощина, Е. Н. Шипкова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО,
2019. — 40 с. — (Инклюзивное образование). Данная рабочая тетрадь является
частью учебно-методического комплекта к дисциплине «Дефектология»
в программах профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое)
образование
по
профилю
«Учитель-дефектолог,
олигофренопедагог»,
«Олигофренопедагогика». Рабочая тетрадь может быть полезна для обучения по
программам профессиональной подготовки «Сурдопедагогика и «Тифлопедагогика»,
«Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в
образовательной организации».
6. Отрошко
Г. В.,
Головицина
Ю. Б.
Консультативный пункт ДОО: интерактивные занятия для родителей детей
раннего
возраста:
учебно-методическое
пособие /
Г. В. Отрошко,
Ю. Б. Головицина. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 56 с. — (Инклюзивное
образование).Учебно-методическое пособие предназначено для учителей-логопедов,
учителей-дефектологов, обучающихся по программе повышения квалификации
«Инклюзивное образование» (вариативный модуль «Консультативный пункт ДОО:
психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ»). Пособие
также может быть полезно педагогам, работающим с детьми раннего возраста в
условиях консультативных пунктов ДОО, учителям-дефектологам, воспитателям
дошкольных образовательных групп коррекционной направленности, широкому
кругу специалистов и родителей.
7. Отрошко
Г. В.,
Головицина
Ю. Б.
Консультативный пункт ДОО: интерактивные занятия для родителей детей
раннего возраста: рабочая тетрадь / Г. В. Отрошко, Ю. Б. Головицина. —
Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 56 с. — (Инклюзивное образование).Рабочая
тетрадь к учебно-методическому пособию «Консультативный пункт ДОО:
интерактивные занятия для родителей детей раннего возраста» является частью УМК
к программе повышения квалификации «Инклюзивное образование» (вариативный
модуль «Консультативный пункт ДОО: психолого-педагогическое сопровождение
детей раннего возраста с ОВЗ»).
8. Проектирование адаптированной основной общеобразовательной программы
образовательной
организации,
обучающей
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья : методические рекомендации / сост. : Г. О. Рощина,
Л. В. Жаворонкова, Г. В. Отрошко. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. —
52 с. — (Инклюзивное образование).В методических рекомендациях, предлагаемых
настоящим изданием, раскрываются особенности адаптированной основной
общеобразовательной программы образовательной организации, обучающей детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
ее
структура,
механизм
разработки.Рекомендации
предназначены
для
педагогов,
реализующих
адаптированную основную общеобразовательную программу образовательной
организации для детей с ограниченными возможностями здоровья и адаптированную
основную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью.
9. Отрошко Г. В. Организация стажировки обучающихся по профилю
«Логопедия»: практическое пособие / Г. В. Отрошко. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО
ИРО, 2019. — 36 с. — (Инклюзивное образование). Данное практическое пособие
является частью учебно-методического комплекта и нацелено на регламентацию
деятельности обучающихся по дополнительной программе профессиональной
переподготовки «Специальное дефектологическое образование» по профилю
“Логопедия”» в части прохождения стажировки в образовательных организациях и
представления результатов прохождения стажировки. Разработано на основе учебнотематического плана ДПП ПП «Специальное дефектологическое образование по
профилю “Логопедия”», утвержденного Ученым советом ГАУ ДПО ЯО ИРО.
10. Отрошко Г. В., Посысоев Н. Н. Консультативная деятельность учителялогопеда в инклюзивной образовательной организации: учебно-методическое
пособие / Г. В. Отрошко, Н. Н. Посысоев. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО,
2019.
—
58 с.
—
(Инклюзивное
образование).
Данное пособие предназначено для обучающихся по программе профессиональной
переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по направлению
«Логопедия» и учителей-логопедов, обучающихся по ППК «Инклюзивное
образование».
Пособие предназначено также для учителей-логопедов, работающих с детьми с
нарушениями речи в ДОУ (группе) компенсирующего типа для детей с тяжелыми
нарушениями речи, в комбинированных группах, на логопунктах и школьных
учителей-логопедов. Пособие может быть полезно учителям-дефектологам,
воспитателям
дошкольных
образовательных
учреждений
коррекционной
направленности, широкому кругу специалистов и родителей.
11. Отрошко Г. В., Посысоев Н. Н. Консультативная деятельность учителялогопеда в инклюзивной образовательной организации: рабочая тетрадь /
Г. В. Отрошко, Н. Н. Посысоев. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 28 с.
—
(Инклюзивное
образование).
Рабочая тетрадь является частью УМК ППК «Инклюзивное образование», УМК к
дисциплине «Логопедические практикумы» в программе профессиональной
переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по направлению
«Логопедия» и может быть использована для работы учителями-логопедами,
обучающимися
по
программам
повышения
квалификации.
Рабочая тетрадь может заинтересовать также учителей-логопедов, работающих с
детьми с нарушениями речи в ДОУ (группе) компенсирующего типа для детей с
тяжелыми нарушениями речи, в комбинированных группах, на логопунктах и
школьных учителей-логопедов. Пособие может быть полезно учителямдефектологам,
воспитателям
дошкольных
образовательных
учреждений
коррекционной направленности, широкому кругу специалистов и родителей.
12. Эффективные методы и приемы обучения детей с ОВЗ: материалы Декады
инклюзивного образования Ярославской области – 2018: практическое пособие /
под общ. ред. профессора Н. В. Новоторцевой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО,
2018.
—
84
с.
—
(Инклюзивное
образование).
Настоящее издание содержит материалы, разработанные педагогами, обучающими
детей с ОВЗ, в рамках Декады инклюзивного образования в Ярославской области
2018 года. В представленных материалах раскрываются различные аспекты
коррекционной и образовательной работы с детьми, имеющими ментальные
нарушения, тяжелые нарушения речи, расстройства аутистического спектра и др.
Материалы сборника могут быть интересны как педагогам общего образования, так и
дефектологам, студентам дефектологических факультетов вузов. Пособие может
быть использовано в практике подготовки и переподготовки педагогических кадров
по вопросам инклюзивного образования
13. Гусева
Л. А.,
Сысуева
Л. Ю.
Обучение младших школьников с ограниченными возможностями здоровья :
учебно-методическое пособие. / Л. А. Гусева, Л. Ю. Сысуева — Ярославль : ГАУ
ДПО ЯО ИРО, 2018. — 96 с. — (Инклюзивное образование). В данном пособии
представлены программные, учебные, информационные и методические материалы,
предназначенные для обучения педагогов начального образования по программе
повышения квалификации «Обучение младших школьников с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательном классе».Материалы учебнометодического пособия могут быть полезны учителям, специалистам методических
служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам
учреждений
высшего
профессионального
образования,
обучающимся
педагогическим специальностям.
14. История адаптивной физической культуры и спорта : учеб. пособие / сост.
А. П. Щербак. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 56 с. — (Инклюзивное
образование).Учебное пособие позволяет изучить мировую и отечественную
историю становления адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Отличие настоящего пособия заключается в комплексном анализе Паралимпийского
и Сурдлимпийского движений, Специальной Олимпиады и зарождающегося
кибатлона. Информационные материалы отобраны с официальных международных и
всероссийских сайтов. Пособие адресовано специалистам в области физической
культуры и спорта, работающим с инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья.
15. Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра в
условиях инклюзивного образования: методические рекомендации / cост. :
Г. В. Омарова, Г. В. Отрошко, Н. Н. Посысоев; под ред. Г. В. Отрошко —
Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016 — 68 с. — (Инклюзивное образование).В
методических рекомендациях, предлагаемых настоящим изданием, раскрываются
некоторые вопросы обучения детей с расстройствами аутистического спектра в
условиях общеобразовательной школы.В приложениях содержатся практические
материалы, которые могут быть интересны широкому кругу читателей: специалистам
школьных служб сопровождения детей с ОВЗ, учителям, работающим с такими
детьми, администрации школ. В настоящем издании использованы отрывки из
дневниковых записей учителя инклюзивного класса школы №72 г. Ярославля
Т. Д. Фроловой, иллюстрирующие восприятие педагогом особенностей ребёнка с
расстройствами аутистического спектра.
16. Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании : информационнометодические материалы / Г. О. Рощина, Н. Н. Посысоев, О. Ю. Камакина; сост.
:
Е. И. Чешуина, О. В. Иерусалимцева — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. —
63 с. — (Инклюзивное образование.В издании представлены методические
материалы, помогающие организовать тьюторское сопровождение детей с
ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.
Информационно-методические материалы рассчитаны на воспитателей, учителей,
социальных педагогов, педагогов-психологов и других специалистов, работающих в
сфере инклюзивного образования. Данные материалы разработаны в рамках
деятельности научно-педагогической лаборатории инклюзивного образования ГАУ
ДПО ЯО ИРО.
17. Отрошко Г. В., Курзакова С. Н. Формирование графических навыков у детей с
нарушениями интеллекта: методические рекомендации / Г. В. Отрошко,
С. Н. Курзакова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 64 с. (Инклюзивное
образование).Методические
рекомендации освещают
некоторые
вопросы
формирования графической составляющей процесса письма у детей с нарушением
интеллекта на уроках обучения грамоте, а также на уроках русского языка (письма и
развития речи). Приложение содержит практические материалы для использования в
обучении детей, которые также могут быть использованы на уроках русского языка в
общеобразовательной
школе.Издание
адресовано
начинающим
учителямдефектологам, олигофренопедагогам, учителям, работающим в инклюзивных классах
общеобразовательных школ с детьми с нарушениями интеллекта и с задержкой
психического развития, может быть использовано в работе другими
заинтересованными участниками образовательного процесса.
18. Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной
организации: сборник правовых и нормативных документов / Н. С. Усанина,
М. Г. Криулева, Г. Л. Шомина, Е. В. Сергеева, Т. В. Бугайчук, О.В. Голстян,
И. В. Дуплова,
С. В. Луканина,
Е. Н. Первунинская,
М. В. Михайлова,
А. Н. Казанцева. — Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО,
2016. — 1 Электрон. опт. диск (CD-ROM). — Загл. с этикетки диска.CD
«Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной
организации» разработан в связи с введением инклюзивного образования в практику
работы дошкольной образовательной организации РСО.На CD представлен опыт
практической работы региональной инновационной площадки «Разработка и
внедрение модели организации инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» с
целью успешной реализации идей инклюзивного образования в дошкольных
образовательных организациях РСО.Материал CD рекомендован руководителям,
заместителям руководителей образовательных организаций, воспитателям,
специалистам (учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам,
социальным педагогам), а также родителям детей-инвалидов, детей с ОВЗ.
19. Реализуем ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью: нормативно-правовая и методическая база: сборник
нормативных документов / Г. О. Рощина, Л. В. Жаворонкова, Г. В. Отрошко,
Е. С. Червякова. — Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО,
2016. — 1 Электрон. опт. диск (CD-ROM). — Загл. с этикетки диска.Сборник
нормативных документов «Реализуем ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью: нормативно-правовая и
методическая база» разработан в связи с необходимостью учета нормативных
требований и особенностей организации образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья, с введением с 1 сентября 2016 года ФГОС
НОО, требований Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №
1015, внедрения инклюзивного образования в РСО.Сборник нормативных
документов «Реализуем ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью: нормативно-правовая и методическая база»
включает всю необходимую нормативно-правовую базу (международного,
федерального и регионального уровня) и методические рекомендации Министерства
образования и науки РФ, тексты стандартов, примерных адаптированных программ
для детей с ОВЗ.Сборник рекомендован руководителям, заместителям руководителей
образовательных организаций, классным руководителям, педагогам–психологам и
социальным педагогам, а также родителям детей с ОВЗ.
20. Организация занятий ЛФК для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата: методическое пособие / сост. О. А. Никоркина, Г. О. Рощина, О. Ю.
Камакина — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 98 с. (Инклюзивное
образование).В пособии предлагается подробная характеристика основных средств
лечебной
физической
культуры
(физические,
гимнастические, спортивноприкладные, игровые упражнения).Методическое пособие рассчитано на
специалистов лечебной и адаптивной физической культуры, учителей физической
культуры, тренеров, студентов профиля «Физкультурное образование».
21. Посысоев Н. Н., Жедунова Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение
семьи. Психологическая помощь в воспитании детей: учебно–методическое
пособие / Н. Н. Посысоев, Л. Г. Жедунова. — Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2015. – 92
с.
(Школа
для
родителей)
Данное методическое пособие предназначено для педагогов-психологов
общеобразовательных учреждений и медико-психолого-педагогических центров,
осуществляющих деятельность по оказанию социально-педагогических и
психологических услуг семье в воспитании детей. Раскрыты основные
психологические механизмы и феномены, влияющие на формирование личности
ребенка в семье. Систематизированы основные принципы и подходы к
сопровождению семьи как живой, развивающейся системы. Представлены
программы оказания психологической помощи родителям, воспитывающим детей с
нарушением привязанности, психического и физического развития.
22. Специфика работы педагога-психолога в инклюзивном образовательном
пространстве: методические рекомендации / сост. Е. С. Боярова, И. Г. Назарова.
— Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 52 с. — (Инклюзивное
образование).В данной работе представлены методические материалы, помогающие
организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательных организациях. Включены материалы
ведущих специалистов региона, имеющих позитивный опыт работы в инклюзивном
образовательном пространстве. Методические рекомендации предназначены для
педагогов-психологов, работающих в сфере инклюзивного образования.
23. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в
инклюзивном образовательном пространстве: методические рекомендации /
сост.: И. Г. Назарова, О. В. Чиркун. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017 — 62
с. — (Инклюзивное образование).В данных методических рекомендациях
освещаются основные вопросы социально-педагогической деятельности в условиях
инклюзивного образования с выделением конкретных функциональных обязанностей
специалиста. В приложениях к методическим рекомендациям представлен опыт
социальных педагогов образовательных организаций Ярославской области
Е. Е. Севериной, Е. А. Ивановой, О. Д. Колобковой, И. А. Тарасовой
24. Особенности работы учителя-дефектолога в инклюзивной школе : методические
рекомендации / сост. Г. В. Отрошко. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. —
64 с. — (Инклюзивное образование).Настоящее издание посвящено особенностям
работы учителя-дефектолога в условиях инклюзивного обучения детей в
общеобразовательной школе. В нем раскрыты основные направления коррекционной
работы, обозначены актуальные для представителей этой профессиональной области
нормативные
аспекты,
отражены
некоторые
содержательные
элементы
дефектологической
работы.Пособие
адресовано
учителям-дефектологам
общеобразовательных школ, администрации, другим участниками службы
психолого-педагогического сопровождения процесса получения образования
ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.В приложениях содержатся
материалы, разработанные учителями-дефектологами образовательных организаций
Ярославской области Е. А. Кургановой, М. А. Гомоль, учителями О. В. Бучиной,
Н. В. Мачулиной.
25. Отрошко Г. В. Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в
инклюзивном образовательном пространстве: учебно-методическое пособие /
Г. В. Отрошко. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017 — 56 с. — (Инклюзивное
образование).Настоящее издание посвящено проблемам оказания логопедической
помощи различным категориям обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательной школе вместе с
детьми, не имеющими ограниченных возможностей здоровья. В работе изложены
практические рекомендации по организации логопедических занятий с детьми с
задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра,
нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и слуха. Пособие
адресовано учителям-логопедам общеобразовательных школ, администрации, другим
участниками службы психолого-педагогического сопровождения процесса получения
образования ребёнком
26. Посысоев Н. Н. Взаимодействие образовательной организации с семьей : учебнометодическое пособие / Н. Н. Посысоев. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017.
— 132 c. — (Инклюзивное образование).В данном учебно-методическом пособии
раскрыты основные направления работы образовательной организации с семьей
особого ребенка. Систематизированы подходы к диагностике и коррекции
родительских позиций и установок, представлены технологии взаимодействия с
семьей, направленные на формирование взаимной ответственности, в рамках
совместной деятельности по развитию личности ребенка.Пособие предназначено для
педагогов
образовательных
организаций,
разрабатывающих
программу
взаимодействия с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях инклюзии; специалистам, оказывающим психологопедагогическую помощь родителям в обеспечении условий, способствующих
компенсации дефекта ребенка и актуализации коррекционных ресурсов семьи.
27. История адаптивной физической культуры и спорта : учеб. пособие / сост.
А. П. Щербак. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 56 с. — (Инклюзивное
образование).Учебное пособие позволяет изучить мировую и отечественную
историю становления адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Отличие настоящего пособия заключается в комплексном анализе Паралимпийского
и Сурдлимпийского движений, Специальной Олимпиады и зарождающегося
кибатлона. Информационные материалы отобраны с официальных международных и
всероссийских сайтов. Пособие адресовано специалистам в области физической
культуры и спорта, работающим с инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья.