Родной (кабардино-черкесский) язык

Аннотация к рабочая программе по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык». ООО 



1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык» (предметная область «Родной язык и родная литература») разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардиночеркесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку. 2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (кабардино-черкесского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов. 3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования. 4. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения. 5. Пояснительная записка. 5.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 5-9 классов основного общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения. В основе Программы родной (кабардино-черкесский) язык лежит системно-деятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного общеобразовательного стандарта. Использование системно-деятельностного подхода способствует формированию творческого мышления обучающихся. При таком подходе обучающийся становится субъектом собственной учебной деятельности. Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, их активную учебнопознавательную деятельность, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 5.2. В содержании программы учебного предмета «Родной (кабардиночеркесский) язык» выделяются следующие содержательные линии: речевая деятельность и культура речи, общие сведения о языке (раскрывает взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры кабардинцев и черкесов, отражающий межкультурные и языковые взаимодействия с другими народами России), разделы науки о языке, (устройство языка и особенности функционирования языковых единиц). 5.3. Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего причастность к кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного этноса и других народов России, формирование отношения к кабардино-черкесскому языку как к духовному наследию народа, ответственности за его изучение, сохранение и развитие; формирование у обучающихся коммуникативных навыков, помогающих пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах общения с соблюдением норм этикета; ознакомление с языковой системой, формирование базовых лексических, грамматических, стилистических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков, способности обучающегося к анализу и оценке языковых явлений и фактов; развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке, осуществлять поиск информации в различных источниках, передавать ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и жанров. 5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского) языка, - 340 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю). Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне основного общего образования. 11.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтёрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардиночеркесского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. 11.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности. 11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. 11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. 11.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. 11.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (кабардино-черкесском) языке; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. 11.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. 11.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. 11.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. 3. Предметные результаты изучения родного (кабардиночеркесского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится: различать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую речь; развивать собственную речь через сочинения (повествование, рассуждение); составлять устный диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями; строить монолог: повествование, описание, рассуждение; соблюдать нормы речевого поведения в разных ситуациях; определять термины «фонетика» и «орфоэпия»; формулировать смыслоразличительные функции звука; объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании слов, проводить транскрипцию и фонетический разбор слов; объяснять систему гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего ряда и заднего ряда; объяснять систему согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные, абруптивные, лабиализованные; объяснять случаи несоответствия гармонии гласных и согласных; анализировать звуко-буквенный состав слов; объяснять правописание буквы а со звучанием э; объяснять правописание разделительных ъ, ы; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм; определять и формулировать значение алфавита; рассказывать исторические сведения о создании алфавита; объяснять историю кабардино-черкесской письменности; объяснять значение письменности в жизни общества; определять морфемику и словообразование как раздел лингвистики; определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы, основа слова (производная, непроизводная); различать разновидности аффиксов: словообразовательные и словоизменительные; проводить морфемный разбор слова; использовать на практике правило о чередовании глухих и звонких согласных в корне слова; образовывать именные части речи, глаголы; определять словоизменительные аффиксы: аффиксы категории падежа, числа, принадлежности имён существительных, числа, лица, времени глаголов; определять и отличать формообразующие аффиксы: имени существительного, форм сравнения качественных имён прилагательных, отрицательная форма глаголов, аффиксы форм глагола, обозначающие дополнительные значения; выделять основу слова; определять основу слова: исходная и словообразующая; выявлять основы, образовавшие новое слово; определять основные понятия лексикологии; знать определение омонима, синонима, антонима; формулировать прямое и переносное значение слова, использовать их в своей речи; понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; отличать и находить в тексте однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значением; находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи омонимы, синонимы и антонимы; пользоваться толковыми словарями и находить нужное слово; определять основные понятия морфологии; распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол) по грамматическому значению и морфологическим признакам; распознавать служебные части речи; определять грамматическое значение и морфологические признаки существительного (число, принадлежность, падеж), прилагательного; определять собственные и нарицательные имена существительные (тхылъ - Иуан, къалэ - Налшык, Iуащхьэмахуэ - бгы); образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; определять правописание существительных, заимствованных из русского языка; склонять имена существительные: определенные, неопределённые; определять синтаксическую роль имени существительного; объяснять связь существительного с глаголом; правильно применять аффиксы падежей имён существительных в предложении; определять грамматические признаки глагола; определять времена глагола; определять лицо, число глагола; различать неопределённую форму глагола от других форм глагола и отличать её от существительных (щэн, вэн, сэн, удын); определять и употреблять в речи производные и непроизводные прилагательные, качественные, относительные прилагательные; определять формы сравнения качественных прилагательных; образовывать имена прилагательные; определять синтаксическую роль имён существительных, прилагательных; определять правописание прилагательных, являющихся определением для существительных; различать степени сравнения имён прилагательных, значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени; образовывать прилагательные от существительных; проводить морфологический разбор именных частей речи; применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания; применять фонетико-орфоэпические знания и умения в собственной речевой практике; применять морфологические знания и умения в практике правописания; определять синтаксическую роль именных частей речи при поддержке учителя; самостоятельно, в паре, со взрослыми ставить и решать определенные цели поэтапно, проводить исследования, защищать свою работу и (или) точку зрения (защита проекта). 11.4. Предметные результаты изучения родного (кабардиночеркесского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится: определять родство с языками абхазо-адыгской языковой группы; объяснять разницу между живыми и мёртвыми языками; понимать и воспринимать основную и подтекстовую информацию; осуществлять просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение; воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; создавать устные и письменные монологические, а также устные диалогические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения; объяснять происхождение кабардино-черкесской лексики и заимствованной (приводить примеры общеадыгской лексики, заимствованной лексики из других неродственных языков); различать и употреблять в речи общеупотребительные слова; различать, находить в тексте и употреблять в зависимости от ситуации слова ограниченного употребления: диалектизмы, профессионализмы и термины, устаревшие слова, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы; приводить аналоги фразеологизмов в русском и кабардино-черкесском языках, подбирать синонимы-фразеологизмы; составлять предложения с фразеологизмами; оценивать уместность употребления заимствований, лексики ограниченного употребления, фразеологизмов в своей и чужой речи; распознавать аффиксы наклонений, времён глагола, словообразовательные и словоизменительные суффиксы и префиксы; определять способ словообразования: префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный, основосложение; выявлять правописание сложных и сложносокращённых слов; распознавать глагол, числительное, местоимение среди других частей речи по грамматическому значению и морфологическим признакам; определять морфологические признаки и синтаксическую роль глагола, числительного и местоимения; определять простые, сложные и составные глаголы; определять начальную форму глагола; образовывать и объяснять образование сложных и составных глаголов; образовывать глаголы с помощью аффиксов; выделять инфинитив, суффикс инфинитива; различать переходные, непереходные глаголы; употреблять в письменной и устной речи наклонения глагола: изъявительное, условное, сослагательное, предположительное, желательное, повелительное, наклонение удивления; спрягать глагол; выявлять возвратные глаголы, добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов; выделять имя числительное, формулировать роль числительных в речи; определять числительные простые, сложные и составные; использовать в речи количественные, порядковые, разделительные, дробные числительные; объяснять значение числительных, склонение, особенности употребления в словосочетании; определять основные морфологические и синтаксические формы местоимения; определять разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам: личные, указательные, притяжательные, вопросительные, относительные, определительные, неопределённые, отрицательные: склонение, их значение, изменение и роль в предложении; выполнять морфологический разбор глагола, числительного, местоимения; определять синтаксическую роль глагола, числительного, местоимения. соблюдать лексические нормы кабардино-черкесского литературного языка; переводить тексты на русском языке на кабардино-черкесский и наоборот, стенографировать аудио-видео материалы с подробным пересказом; составлять план изложения или сочинения самостоятельно, логически последовательно выполнять письменные работы - сочинения, изложения. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится: определять значение и функции государственного языка и формулировать значение родного языка в жизнедеятельности; проводить морфологический разбор; определять главные и второстепенные члены предложения; определять способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, слова автора; соблюдать правила пунктуации при прямой и косвенной речи, цитировании; распознавать в тексте чужую речь; проводить диалог; развивать собственную речь через сочинения: передавать свои воспоминания в сочинениях-повествованиях, работать по картине (описать местность, портрет, действие), размышлять по заданной проблемной теме и высказывать свои мнения в сочинениях-рассуждениях; соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения; определять тему и основную мысль текста; составлять подробный и краткий план текста; извлекать и систематизировать материал на определенную тему; определять формы глагола: причастие и деепричастие; определять общее грамматическое значение причастия, морфологические и синтаксические признаки; выделять признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего); определять признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам, согласование с существительным; определять изменение причастия по времени; выделять стоящий после определяемого слова причастный оборот запятыми; формулировать понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки; выделять признаки глагола у деепричастия; определять формы образования деепричастия; использовать в речи отрицательные формы деепричастий; составлять предложения с деепричастиями; выделять запятыми деепричастный оборот; проводить морфологический разбор причастий и деепричастий; формулировать понятие о наречии как части речи; определять роль наречий в речи, его морфологические признаки и синтаксические функции; выделять основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели; подбирать степени сравнения наречий; определять словообразование наречий, словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую правописание наречий; проводить морфологический разбор причастий и деепричастий; определять сложные предложения: союзные, бессоюзные сложные предложения; выделять знаки препинания в сложных предложениях; формулировать общее понятие о служебных частях речи; определять назначение послелогов в речи; владеть наиболее часто употребляемые послелогами в речи; формулировать понятие о союзе, их назначении в речи, употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста; выделять простые и составные союзы, сочинительные и подчинительные союзы; формулировать понятие о частицах, её морфологические признаки и синтаксические функции, правописание частиц; формулировать понятие о междометии; определять основные функции междометий, разряды междометий, знаки препинания при междометиях; определять звукоподражательные слова; проводить морфологический разбор подражательных слов, послелогов, частиц, союзов. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: определять самостоятельные и служебные части речи; определять связь в словосочетаниях, выявлять главное слово; выявлять речевой смысл и экспрессивные свойства предложения; выявлять виды синтаксической связи; определять средства синтаксической связи; определять подлежащее, способы его выражения; определять сказуемое, основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное; находить распространённые члены предложения; находить второстепенные члены предложения; определять виды дополнений; выделять определение, его основные значения, части речи, являющиеся определениями в предложении и их синтаксические обороты, обособленные определения; различать приложение как вид определения; расставлять знаки препинания в приложении; выделять обособленные приложения; определять основные значения и способы выражения обстоятельства, части речи, являющиеся обстоятельствами в предложении и их синтаксические обороты, виды обстоятельства: места, времени, цели и причины, образа действия; выделять обособленные обстоятельства; формулировать понятие об односоставных предложениях; определять основные виды односоставных предложений по строению и значению: определенно-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные, особенности использования односоставных предложений в речи; определять полные и неполные предложения, различать неполные предложения в речи, использовать неполные предложения в диалоге, в том числе в составе сложных предложений, знать строение и значение неполных предложений, ставить тире в неполном предложении; выделять однородные члены предложения, средства связи однородных членов; расставлять знаки препинания и союзы при однородных членах; определять их разряды по значению; выделять обобщающие слова в предложениях с однородными членами, знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами; определять согласование однородных подлежащих по лицам и числам со сказуемым; выделять предложения с обращениями, с вводными словами, словосочетаниями, предложениями; выделять обращение, знать средства его выражения, включая звательную интонацию; определять роль обращения в речевом общении, этические нормы использования обращений; определять особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи; выделять вводные слова (словосочетания) как средство выражения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте; конструировать предложения с вводными словами, употреблять вводные предложения; ставить знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями; применять правила пунктуации: знаки препинания в осложнённом, сложном предложении. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: давать характеристику фонетическому строю кабардино-черкесского языка; проводить морфологический и синтаксический разбор; выявлять фонетические процессы; определять значение слов с этнокультурным компонентом по словарю и по контексту; создавать тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); редактировать письменное речевое высказывание; создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста; выделять микротему текста; определять тексты разговорного, научного, публицистического, официально-делового и художественного стилей; различать особенности разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей; устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка; создавать письменные тексты разных стилей, жанров и типов речи: тезис, конспект, реферат, эссе, рецензия, выступление, доклад; формулировать собственные и чужие речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам, выступать с небольшим сообщением, докладом, рефератом; определять грамматическое сходство и различие простых, сложных предложений; определять смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения; выделять основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями; определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения (интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей); определять значения сочинительных союзов, виды соединительных союзов, сложносочинённые предложения с противительными союзами; расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях; определять строение сложноподчинённых предложений, главные и придаточные предложения; ставить интонацию: умение делать логическую паузу, постановка логического ударения замедлением, усилением, паузой до произнесения слова или после него; подбирать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова; определять указательные слова как средство связи частей сложноподчинённого предложения; находить указательные слова в главном предложении; определять виды придаточных предложений: подлежащные, дополнительные, обстоятельственные; ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными; определять значения сложных бессоюзных предложений интонационные средства их выражения, знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях; формулировать понятие о сложных предложениях с разными видами связи.Хочу такой сайт

Аннотация Кабардино-Черкесский Язык 5-9 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Кабардино-Черкесский Язык 5-6 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Кабардино-Черкесский Язык 7-9 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Аннотация Кабардино-Черкесский Язык 10-11 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Кабардино-Черкесский Язык 10-11 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
Cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».